Что такое оценка IT проекта? Какие бывают оценки? Наш подход к процессу и инструменты оценок, которыми мы сами пользуемся.
14.05.2024
В этой статье мы предлагаем обсудить: • Что такое оценка IT проекта? • Какие бывают оценки? • Наш подход к процессу; • И инструменты оценок, которыми мы сами пользуемся.
Как говорится: "Заваривайте чай и присаживайтесь поудобнее. Вас ждёт невероятно захватывающая история! 💥"
✶
✶
✶
✶
Что такое оценка IT проекта?
Все мы знаем, что оценка – один из самых главных этапов коммерческого предложения. Именно исходя из неё клиент принимает решение, будет он инвестировать в разработку проекта или нет. Любая оценка представляет собой фундаментально две вещи: time and material. Это означает, что есть оплата: • За работу специалиста; • За материальную составляющую проекта (например: лицензии, подписки).
Очень часто разработку можно сравнивать с постройкой дома. Действительно, это схожие между собой процессы – без исследования грунта, планировки, дизайна и прочего дом не построить. Также и в нашей истории. Есть базовые элементы, без которых проект не разработать – это аналитика и дизайн. Мы ещё называем это этапом проектирования. После того, как аналитика выполнена, проект получает определенные границы и рамки, благодаря которым разработчики работают уже с меньшей неопределенностью и абстракциями.
Далее идёт основная фаза – оценка разработки программного обеспечения. Сама разработка делится на две составляющие: • Бизнес логика, реализованная на сервере; • Интерфейсная часть для пользователей системы.
И, конечно, любой проект имеет завершающую фазу, когда идёт проверка на его соответствие. Вот уже на этом этапе подключаются инженеры, отвечающие за эксплуатацию, и первые пользователи системы (обычно это специалисты по тестированию 👨) Задача команды на этом этапе: постараться сломать то, что ломаться не должно. А также проверить, что всё работает так, как задумывалось изначально.
А какие бывают оценки?
Исходя из того, с каким запросом и вводными данными приходит клиент, определяется формат оценки. Лично мы используем эти:
Оценка по периодам.
Этот способ подойдет, если проект очень объёмный, не имеет чёткого ТЗ. Вместо того, чтобы придумывать из головы бэклог и оценивать его, мы делаем предположение о том, какая команда сможет выполнить проект и сколько месяцев понадобится на его выполнение. Исходя из средней ставки, мы получаем примерную стоимость проекта (а ещё в таком формате очень удобно оценивать стоимость поддержки).
2. Оценка по функциям
Самый распространенный способ. Если клиент приходит с готовым ТЗ или продуманной концепцией, у нас появляется возможность сформировать примерный бэклог проекта и в часах оценить каждую задачу. Конечно, декомпозировать проект до состояния задач разработчикам не получится, но выписать продуктовые фичи и разбить их на каждого участника команды вполне реально. Каждая фича оценивается отдельно. Чаще всего в районе 20-30 часов.
3. Оценка вилкой
Если нужно с большей точностью прикинуть количество часов на небольшом отрезке задач, этот формат для вас. Эта табличка заполняется совместно с разработчиками. Мы часто используем их, когда оцениваем аутстафф-задачи от партнеров.
4. Матрица концепции
Бывают случаи, когда у клиента нет четкой идеи, что он хочет сделать.
В таком случае мы думаем вместе с клиентом и предлагаем разные варианты. Точность здесь не нужна, такая оценка даст понимание о примерных суммах, которые потребуются на проект 💃
Наш подход к процессу
Оценка проекта всегда начинается с общения с клиентом. Для начала нужно понять, для чего этот проект делается. Важно отбросить мнение, что бизнес – ради денег, и понять, какие цели преследуют разработка того или иного сервиса 💻 После ряда встреч, где мы задаём уточняющие вопросы, смотрим референсы и обсуждаем нюансы, мы приступаем к декомпозиции проекта. Как мы и писали выше, оценка состоит из: 1. Выбора формата оценки; 2. Формирования тела оценки (составление бэклога, генерация идей, гипотеза о затраченном времени на проект); 3. Проставления часов; 4. Валидации команды; 5. Валидации отдела продаж; 6. Презентации.
Самый трудный и долгий этап - составление тела оценки. До недавнего времени в нашей команде этим занимался только CTO. Сейчас же для декомпозиции мы привлекаем системных аналитиков. И у них отлично получается!
Дальше все просто – CTO проставляет часы на этапы проекта и показывает результат сначала команде разработке, а потом CEO. По какой логике мы ставим часы? Во-первых, по предыдущему опыту. В нашем распоряжении есть отчеты по часам за прошлые проекты и старые оценки, благодаря которым мы можем оглядываться на них. Во-вторых, это субъективный опыт членов нашей команды, который в сумме должен складываться в объективную картину. В-третьих, мы используем устоявшиеся формулы:
QA = 30% от разработки PM = 20% от разработки + QA
Часы на фронтенд > Часы на бэкенд *1,3 Часы на фронтенд > Часы на дизайн
И, конечно, презентация! Ни в коем случае не стоит отправлять оценку заказчику без комментариев и контекста. Как минимум, вы упускаете шанс сделать еще одно касание с клиентом, а как максимум, заказчик неправильно поймет вас и, как следствие, не купит 😶 Многие встраивают оценку в КП в Notion и презентуют ее на онлайн-встрече. Кто-то выполняет оценку в виде лендинга и отправляет ссылкой на сайт, это реально дает вау-эффект. Мы же готовим кастомную презентацию и презентуем на звонке. Реже – записываем видео.
Инструменты оценок, которыми мы сами пользуемся с удовольствием
А если нужно сделать запись, мы используем сервис Loom. Шаблона там нет, просто пользуйтесь 😉
Оценки – серьёзная и глубокая тема. Сегодня мы рассмотрели их только в рамках подготовки КП. Проджекты действуют по-другому, с большей точностью и чуть большей степенью определенности. Мы обязательно напишем об этом позже!
Делитесь в комментариях, была ли полезна наша статьи и понравились ли вам наши шаблоны? 😊